Административное наказание
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено 11 видов административных наказаний. Вот они - предупреждение; административный штраф; конфискация; лишение специального права; арест; выдворение иностранного гражданина; дисквалификация; приостановление деятельности; обязательные работы; запрет. Все перечисленные наказания должны быть оформлены письменно.
При этом обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также позволяющих снизить или смягчить наказание гораздо больше.
Чем раньше Вы обратитесь за правовой помощью, тем больше шансов на победу. Правовая помощь юристами и адвокатами «Прав и Лев» может быть оказана на любой стадии административного дела и при совершении любых процессуальных действий.
Важно помнить то, что иногда забывают должностные лица государевых органов, вменяющие правонарушение, оформляющие протоколы и выносящие постановления по делу – административное наказание хоть и является мерой ответственности за совершённое административное правонарушение, но преследует цель предупреждения совершения новых правонарушений и не может применяться с целью унижения человеческого достоинства или причинение физических страданий, а также с целью нанесения вреда деловой репутации юридического лица.
Когда организация привлекается к административной ответственности в зависимости от обстоятельств дела возможно снизить размер штрафа, получить в качестве наказания предупреждение, прекратить производство, взыскать расходы, возникшие в связи с необоснованным привлечением к ответственности. Для оценки Вашей ситуации, разработки и реализации дальнейших действий Вы можете обратиться к опытным специалистам «Прав и Лев».
Прошел срок давности – организация освобождается от ответственности
Срок, в рамках которого организации может быть назначено наказание, начинает течь с момента, когда совершено деяние. За пределам определенного КоАП РФ срока не может быть вынесено постановление, которым наказывают организацию. Для определения применимости данного основания к Вашей ситуации предлагаем следующий алгоритм:
1. Определите момент совершения правонарушения
На практике проблем с определением начала течения срока давности, как правило, не возникает. Однако, внимания заслуживают ситуации, когда правонарушение характеризуется как длящееся, или для исчисления начала течения срока давности законодательством установлены специальные правила.
2. Определите какой государственный орган либо должностное лицо вправе рассматривать дело
Порядок рассмотрения дела может быть внесудебным (т.е. административным) или судебным. Внесудебный порядок предусматривает рассмотрение дела полномочным государственным органом (например, уполномоченными должностными лицами ФНС, ГАТИ, Роспотребнадзора и др.). После определения органа, в компетенцию которого входит рассмотрение дела, становится понятен какой срок давности действует: двухмесячный или трехмесячный.
3. Определите не относится ли вменяемое правонарушение к числу составов, для которых установлены более длительные сроки давности
Специальные сроки давности могут составлять: 1 год, 2 года, 3 года, 6 лет.
Снижение размера штрафа вполовину
В КоАП РФ санкция статьи, как правило, содержит дифференцированный размер ответственности для разных субъектов, совершивших правонарушение. И вследствие вполне понятной логики законодателя самое суровое наказание всегда возлагается на юридическое лицо. Так, например, за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним максимальная мера наказания для организации в 10 раз превышает максимальную меру наказания, предусмотренную для должностного лица, и в 20 раз превышает максимальную меру наказания, предусмотренную для физического лица.
Определение размера назначаемого штрафа осуществляется органом либо должностным лицом, который осуществляет рассмотрение дела. Однако, предусмотрена ситуация назначения штрафа ниже низшего предела, регламентированного санкцией соответствующей статьи. Минимально возможный размер штрафа составит 50% от минимального размера штрафа, определенного соответствующей статьей.
Орган, выносящий решение по делу, вправе, а не обязан снизить размер штрафа. Привлекаемая к ответственности организация заинтересована в обосновании наличия и достаточности обстоятельств, принимаемых во внимание при снижении размера штрафа. Во внимание принимаются материальное состояние организации, а также характер и возникшие последствия деяния.
Грамотное обоснование и подтверждение наличия исключительных обстоятельств для назначения штрафа ниже низшего предела неоднократно реализовывалось юристам «Прав и Лев».
Предупреждение вместо штрафа
В КоАП РФ предусмотрен такой вид наказания, применяемого к организации, как предупреждение. Суть данного наказания заключается в официальном письменном порицании организации. Данный вид наказания наиболее желателен для любой организации. Его применение возможно даже в случаях, когда санкция статьи его не предусматривает. Для определения потенциальной возможности назначения предупреждения предлагаем ответить на следующие вопросы:
1. Относится ли привлекаемое юридического лицо к некоммерческим организациям или субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе, ИП)?
Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение, так как для субъектов, не попадающих в перечисленную группу, замена наказания предупреждением не предусмотрена.
2. Впервые ли совершено подобное деяние
По данному условию нет единообразия при разрешении вопроса судебными органами. Разногласия вызывает ситуация, когда к лицу уже применялось административное наказание по данной статье, но период, на протяжении которого лицо остается подвергнутым административному наказанию, прошел ко времени совершения правонарушения вновь. Поэтому, если организация уже совершала правонарушение важно мотивировано (со ссылками на позиции высших судов) аргументировать свою позицию.
3. Есть ли причинение или возникала ли угроза причинения вреда общественным отношениям, указанным в п. 2 ст. 3.4 КоАП РФ? Причинен ли имущественный ущерб?
4. Не относится ли состав правонарушения к числу исключений, к которым рассматриваемое правило не применяется?
Предоставление рассрочки или отсрочки уплаты штрафа
На уплату штрафа организации дается 60 дней. Указанный срок начинает течь с момента вступления в силу постановления, которым организации назначено административное наказание.
В случае нарушения срока уплаты штрафа наступает ответственность, установленная ст. 20.25 КоАП РФ, то есть организация получит наказание равное двойному штрафу.
Если организация не имеет денежных средств для оплаты штрафа своевременно, то можно воспользоваться правом получить отсрочку/ рассрочку уплаты штрафа при наличии достаточных оснований.
Обращаться за предоставлением рассрочки (отсрочки) необходимо в орган, вынесший постановление.
Специалисты «Прав и Лев» помогут подготовить документы для предоставления рассрочки (отсрочки).
Компенсация расходов на юриста и иных издержек, возникших в связи с рассмотрением дела
Можно ли взыскать расходы на юриста, привлеченного для защиты интересов?
Возможность взыскания расходов на юриста, который защищает интересы организации, привлекаемой к административной ответственности, вызывает определенные опасения ввиду не отнесения расходов на представителя к перечню издержек по делу, перечисленных в КоАП РФ. Данный вопрос разрешается в пользу лиц, обжаловавших постановление, в соответствии с которым к организации должно было быть применено административное наказание. Потраченные средства возмещаются организации на основании положений гражданского законодательства, что подразумевает обязательную оценку разумности данных расходов.
Кто заплатит за экспертизу, назначенную при рассмотрении дела?
Для правильного разрешения дела может возникнуть необходимость проведения экспертизы, так как без разъяснений специалиста в определенной сфере невозможно установить все значимые обстоятельства. Издержки, возникшие вследствие проведения экспертизы, будут возложены на организацию, совершившую деяние. Организация будет освобождена от несения данных издержек, в случае прекращения производства по делу.
В каких случаях организации, в отношении которой дело об административном правонарушении было прекращено, возместят издержки по делу?
КоАП РФ определяет, что в случае прекращения производства по делу в отношении организации, издержки по делу организация не несет. Тем не менее ключевое значение в данной ситуации имеет значение по какому основанию прекращения производства по административному делу. Отказ в компенсации издержек последует при прекращении производства в связи с окончанием срока давности привлечения к ответственности.
Нужно ли доказывать вину должностных лиц, необоснованно привлекших организацию к ответственности, для того, чтобы получить возмещение средств, потраченных на оплату услуг представителя?
Если организация защитилась и доказала свою невиновность по делу и административное производство прекращено, организация имеет право на получение соразмерной и разумной компенсации возникших убытков вне зависимости от наличия или отсутствия вины сотрудников уполномоченного органа. Таким образом, доказывать, что должностные лица действовали за рамками своих полномочий, допускали процессуальные нарушения или пр. нет необходимости, если итоговое решение вынесено в пользу организации.
Можно ли требовать возмещения расходов, понесенных организацией в связи с рассмотрением деяния, признанного малозначительным?
В процессе разрешения дела суд может квалифицировать совершенное деяние как малозначительное, другими словами несмотря на наличие всех признаков состава, установить отсутствие существенного вреда охраняемым общественным отношениям. В случае квалификации правонарушения как малозначительного и освобождения организации от административной ответственности, судебные расходы лица возмещению не подлежат.